Так кто же такой Илья-пророк, которому посвящён Ильинский храм в Шуе? Жил он предположительно в IX веке до н.э. Родился в городе (деревне?) Фесвия, район Галаада. Происходил из колена (рода) Неффалимова. Отца будущего пророка звали Совах. Женат не был. Род занятий неизвестен. Известный нам период жизни Илия провёл скитаясь, а так же прячась в пещере от мести идолопоклонников.
Во-первых имя - Илья. На древне-еврейском Илия. На иврите Элияху, означает - Мой бог Егова. Эль, переводится как "Божество", но когда добавляешь к этому слову букву "и", то тут уже получается личная принадлежность. Например, слово "рука" на иврите звучит как "яд", но если это моя рука, то я скажу "ядИ". Вторая часть имени "Яху", является именем Бога, которое на иврите не произносят, заменяя его другими словами. Если читать с огласовками, то имя читается как Еhова.
В исламе Илия известен с именем Ильяс.
Чем он занимался до того, как стал пророчевствовать неизвестно из-за скудости исторических источников.
Первое упоминание его в Библии такое: "И сказал Ахаву Илия Фесвитянин (Тишбиянин) из жителей Галаадских: Жив Еhова (в переводе заменено на - Господь, во всех местах ветхого завета) Бог Исраэйлев пред которым я стою (в иврите - стоял), что не будет в эти годы ни росы, ни дождя; разве лишь по слову моему". (3 Цар. 17, 1-2)
Получается, что он пришел ниоткуда, стоял он пред Богом, и по его слову пойдет снова дождь.
А далее было следующее: "И было ему слово Господне такое; Ступай отсюда, и обратись к востоку, и скройся у потоку Керит(Хорафа), что против Йардэйна". из этого потока ты будешь пить, а воронам Я повелел кормить тебя там. И пошел он и сделал по слову Господню; пошел и остался у потока Хорафа (Керит), что против Иордана. И вороны приносили ему хлеб и мясо поутру, и хлеб и мясо по вечеру, а из потока он пил. По прошествии некоторого времени этот поток высох, ибо не было дождя на землю." (3 кн. Царств гл. 17)
На иврите ручей называется Керит, который по традиции считается ручьем Прат, что течет в вади Кельт. Там же в монастыре Харитона показывают одну из пещер, как ту, в которой жил Илья пророк
Из рассказов об Илье пророке мы знаем, что в Царефате, что у цидонян, оживил он сына вдовы, у которой жил. На горе Кармель, устроил он состязание со жрецами Ваала, дабы показать, чей Бог истинный. Был Илья так же на горе Божьей Хорев, она же гора Синайская, и ночевал там в пещере, и говорил там со Всевышним. Илия помазывал на царства Хазаэйла в Араме и Йейу в Исраэйле, а так же Элишу, вместо себя, и все по слову Господню.
Далее был послан обличить израильского царя Ахава: "Ты убил, а еще и наследуешь?". Когда его захотел задержать Израильский царь Охозия, сын Ахава, и послал к нему солдат, Илия уничтожил огнем два отряда по 50 человек, и только с третьим отрядом пришел к царю. После, мы встречаем его уже в районе Мертвого моря, у Иерихона, где он ударил своим плащом о воды реки Иордан и они разошлись, а он пересек Иордан посуху с Элишей. Перейдя через реку Иордан, Илья был забран в огненной колеснице на небо. Илью часто сравнивают с огнем, а его ученика с водой. Две противоположные стихии, как описания деяний двух этих людей. Примечательно, что по описаниям, это то место, где за много времени до того пересекали реку Иордан 12 колен израилевых. И так же расступились воды реки Иордан, когда внесли ковчег в воду. Позднее, это же место стало местом крещения Иисуса, которое мы сегодня называем Касер аль Яхуд.
Илия был ревностным поборником иудаизма и грозным обличителем идолопоклонства и нечестия. Его деятельность относится к царствованию Ахава, когда гордая и властолюбивая жена слабохарактерного царя, финикиянка Иезавель, решила установить культ Ваала и Астарты.
Предание гласит, что истинные ревнители благочестия были изгнаны из страны, и при дворе был учреждён штат жрецов Ваала. Грозным мстителем за попрание святыни явился пророк Илия, который совершал много чудес, чтобы вразумить нечестивого царя. История его жизни и деятельности излагается в Третьей и Четвёртой Книгах Царств (3Цар.17—20 и 4Цар.1—3).
Когда нечестие царя достигло крайней степени, пророк — босой, в грубом плаще из верблюжьего волоса, с кожаным поясом на чреслах и посохом в руках — явился в Самарию, направился к царскому дворцу и возвестил Ахаву, что за его нечестие страну постигает трёхлетний голод. Но Ахав не раскаивался, началась борьба между царём и пророком, окончившаяся торжеством последнего. Во время жертвоприношения на горе Кармель, устроенного с целью убеждения в сравнительном могуществе Яхве и Ваала, жрецы последнего потерпели полное поражение и собственноручно были казнены пророком (3Цар.18:40). Но этим он ещё более разъярил Иезавель, которая поклялась уничтожить Илию.
Но пророк как ветер исчез в пустыне. Побывав у горы Хорив, Илия опять вернулся в царство Израильское, обличил Ахава в бесчестном захвате виноградника у Навуфея, по воле Господа избрал себе ученика и преемника в лице Елисея, окончательно смирил Ахава и обличил его преемника Охозию за его обращение по случаю болезни к аккаронскому идолу Веельзевулу.
А о смерти Ильи, прозванного пророком известно лишь следущее:
Как в иудаизме, так и в христианстве считается, что Илия был взят на Небо живым: «вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на Небо» (4Цар.2:11). Согласно Библии, до него живым на небеса был взят лишь Енох, живший до Потопа (Быт.5:24).
Апокрифическая Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова описывает это событие так: «Илия сокрыт был вихрем, — и Елисей исполнился духом его» (Сирах.48:12). Согласно ей, Илия оставил пророку Елисею свою верхнюю одежду («милоть», сбросив её тому уже с огненной колесницы.
Илья почитается как величайший святой. Считается, что он явился вместе с пророком Моисеем перед Иисусом Христом в день Преображения и беседовал с Ним.
Верующие почитают его в первую очередь как безкомпромисного и сурового борца.
BigSec.net - хитовые новости в интернете